Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату - да и в печь?.. Баба-яга ,что общего?«Страшные» места в народных сказках, когда злыдня Баба Яга пытается посадить на лопату и сунуть в печь Терешечку/Ивашечку, на самом деле – отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше.

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются. Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. Зачем? Вот об этом и поговорим. Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы. Печь, как уже упоминалось, в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.
08084
Читать или не читать?Роль книг в жизни человека. Что отделяет человека от безграмотности? Ответ на поверхности – это книги. Книги научные, художественные являются тем богатством, которое зачастую, в погоне за новинками и популярными трендами, просто не замечается или отодвигается на второй план.

Какую книгу Вы недавно прочитали? О чём она была? Какой смысл или идею несла? Книги (как электронные, так и обычные) заставляют нас думать, несут информацию вида «плохо-хорошо», формируют взгляд на окружающий мир, и если бы их не было, то, несомненно, стоило бы их придумать. Представьте, что их нет, и воображение мгновенно рисует не прогрессивную цивилизацию, а средневековое невежество в чистом виде. Да, именно «невежество» было бы главной «ценностью» множества людей без книг и знаний, которые они несут.

Научная литература «рассказывает» каждому следующему поколению людей о научных достижениях, открытиях, теориях, неразрешимых проблемах прошлого. Она играет огромную роль в развитии цивилизации в целом, служит своеобразным проводником из настоящего в прошлое. Правда, у научных книг есть один большой недостаток – это сухость изложения. В редкой научной литературе можно найти хотя бы тонкий намек на юмор, но на то она и научная, чтобы в максимально сжатом и информативном виде нести свет знаний.
03291
История забвения Иван-чая и замены его на Руси иноземным чаем.Дело в том, что китайский чай ВПЕРВЫЕ попал в Россию (было это в первой половине ХVII века, это и есть НАЧАЛО чайно-кофейной Мировой экспансии), но поскольку заграничный товар стоил немалых денег, АЛЬТЕРНАТИВА его в России была ОЧЕВИДНОЙ! Альтернативой конечно же стал «Иван-чай», который русские «чаевники» заваривали и пили еще в ХII веке!

Заваривали «Иван-чай» таким образом, что он стал НАПОМИНАТЬ вкусом и окраской субтропический чай. Изготавливали его так: листья «Иван-чая» сушили, ошпаривали в кадке кипятком, перетирали в корыте, затем откидывали на противни и, сушили в русской печи. После сушки листья еще раз мяли и чай был готов.


Больше всего такого чая заготавливали в селении Копорье под Петербургом. Поэтому и стали называть напиток, а позже и сам «Иван-чай», Копорским чаем. СОТНИ пудов этого продукта использовались в России.

Позже он стал ВАЖНЕЙШЕЙ составляющей и в российском экспорте. После особой обработки «Иван-чай» отправляли морем в Англию и другие страны Европы, где он также ЗАМЕНИТ, как персидские ковры, китайский шелк, дамасская сталь. За границей «Иван-чай» называли РУССКИМ ЧАЕМ!
Уходя в дальнее путешествие, русские моряки обязательно брали с собой «Иван-чай» для того, чтобы пить самим. И в качестве подарков в иноземных портах.

Впрочем, были и недобросовестные купцы, которые использовали «Иван-чай» для подделки китайского (пекинского) чая. Они подмешивали к китайскому чаю листья «Иван-чая» и выдавали эту смесь за дорогую восточную диковину. Но надо сказать, что в дореволюционной России, да и после революции до 1941 года добавление к субтропическим чаям других растений считалось бессовестной фальсификацией, мошенничеством и преследовалось по закону. Поэтому таких купцов чаще всего уличали в подобных неблаговидных поступках и отдавали под суд, иногда устраивая даже громкие судебные процессы.

Однако даже такие случаи не могли лишить Копорский чай популярности, и уже в XIX веке он составил МОЩНЕЙШУЮ КОНКУРЕНЦИЮ индийскому чаю.
03039