Кулачные бои

Разговоры у камина
Кулачные боиВ Древней Руси часто проводились кулачные бои. Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».
В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».
Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
«Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела. »
Правила и виды кулачного боя
Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.
Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».
Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».
«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя.Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного.
Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»).Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.
Борьба с кулачным боем
Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна. После Крещения Руси началась борьба с языческими обрядами, под которые попадали и ратные состязания в честь Перуна.
В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам.Это осуждение привело к тому, что во время правления Федора Иоанновича (1584 - 1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках. Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев.
Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье».19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам:«Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».
Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.
Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».
В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.
При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.
Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».
После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.
В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.
Кулачный бой в искусстве
«Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и печенега.
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.
Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».
Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».
Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями... выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом...»
Кулачные боиСте́нка на сте́нку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стоношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы всего мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.
Стеношный бой
Стеношный бой или бои стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы у мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.
Основные правила
Стенки строятся в несколько рядов (обычно 3-4) напротив друг друга на расстоянии 20 - 50 метров. По команде судьи, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача вытолкать стенку противника за первоначальную позицию. Во время соступа разрешены удары в корпус и в голову, либо только в корпус. Запрещены удары ногами и атака сзади.
История Стеношных боев
Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях "стенка на стенку", свидетельствуют и воспоминания очевидцев - Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни - Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года "О кулачных боях", определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ "О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии". В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.
« Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек.
Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:
« Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются. »
То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.
Название "стенка" произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на "противника". Характерная черта стеношного боя - линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания - вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.
Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки. Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два "лагеря". Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве - реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.
У "стенки" был предводитель. В разных областях России его называли по разному: "башлык", "голова", "староста", "боевой староста", "предводитель", "старый чоловик". Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей "стены" для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию "стены", намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе "Широкое плечо" приведено наставление башлыка своим бойцам:
« Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.
- Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано.»
19988
#1 Комментарий от Туземец | Записано: 25 декабря 2013 01:32
Публикаций: 0 | Комментариев: 9
П.Е.Р.У.Н. - Путь Есть Ратная Утеха Наша!

Основа воина – равновесие между созиданием и разрушением, что есть Правь. Основы эти не являются хорошими или плохими,
они есть, и каждая из них в равной степени необходима. Плохо лишь отсутствие одной из составляющих.
Разрушительная составляющая воина – его тело. Тело питается разрушением – ему нужны вода и пища.
Созидающая составляющая воина – его дух. Дух питается созиданием – если человек ничего не создаёт
и ни к чему не стремится, его душа медленно погибает, и из человека он превращается в двуногое животное – потребителя.
Потребность к созиданию заложена в Русской душе.

Воин должен уметь привести обе свои противоборствующие
начала к равновесию; также он обязан помнить, что обе они взаимосвязаны, и изменение одной коснётся и другой.
Равновесие – важнейшее искусство воина. Разрушение, как и созидание, необходимо воину. Орудием разрушение является тело
– воин должен тренировать его. Важно помнить, что при тренировке тела закаляется и дух.
Воин должен всегда быть готовым к отражению атаки – будь то нападение гостей с юга в подворотне,
или же идеологическое нападение сторонника «общечеловеческих ценностей». Воин может и не суметь отразить удар,
но он всегда обязан нанести удар ответный. Помни, что жизнь тела есть разрушение, поэтому воин не должен стремиться
к обеспечению комфорта своему телу. Диван, телевизор, чипсы – похоть – гибель для воина. Гибель, как для тела,
так и для духа.

ПОХОТЬ, ЛЕНЬ – Одно из самых страшных оружий хитрого врага, который, вместо того чтобы погубить тебя,
предоставляет тебе возможность самому себя погубить. Возможностей для этого много. Не забывай!
– Воин разрушает по необходимости, но не стремится к разрушению. Самое страшное разрушение – разрушение Русского духа,
к которому стремится враг. Разрушая себя, ты разрушаешь частицу Русского духа, т.е. поступаешь как враг.
Ты должен не разрушать, а созидать себя, как телесно, так и духовно. Помни! – радости «цивилизованного мира»,
такие как водка, табак, наркотики, блуд – гибель для воина. Разрушение начинается с поблажек.
Не делай ничего только из-за того, что твоему телу этого захотелось. Ты должен быть хозяином своего разрушительного начала.

Тризна – священная необходимость, пир после боя – заслуга, банка пива у ларька – поблажка.
Твои Боги, Пращуры считают пиво священным даром и обрядовым напитком.
Пластиковый же фаллос с мочой, который ты покупаешь в киоске, никакого отношения к славянскому пиву не имеет.
Ты должен сам знать, что тебя разрушает. Если ты познал это, ты близок к тому, чтобы стать воином.
Отдых перед боем – необходимость, вовремя боя – сам бой, после боя – заслуга, вне боя – поблажка.
Боем может быть разрушение, но может им быть и созидание. Оба эти деяния, свершённые во благо, дают тебе право на поблажку.
Если ты ничего не делаешь, то «ничего» ты и заслуживаешь. Ты ж должен что-то делать каждый день,
будь то деятельность физическая или духовная. Ты не обязан всё свободное время посвящать тренировкам,
но ты обязан не давать отдыха своему духу. Если ты осмысливаешь происходящее и думаешь, что ты можешь сделать для Руси,
то ты уже созидаешь себя самого.

Священные обязанности воина – созидать и защищать то, что он создал. Созидание – есть главная основа воина,
всё остальное – производные от основ созидания. Что мы можем противопоставить «гнилой либеральной псевдокультуре»?
Только наше РОДное наследие, обычаи и традиции наших Предков – путь Руси Светлой. Созидательная сила всех «воинов духа»
образует силу народа. Таким образом, сила народа определяется его способностью созидать. Каждый народ,
создавший уникальную культуру, достоин уважения; не меньше, но и не больше того. Уважение есть созидание,
преклонение перед чужим и подражание ему есть разрушение. В поисках источника вдохновения воин не должен оглядеть
на соседей. Воин не должен глядеть по сторонам, но смотреть вглубь себя и видеть свет ясной русской души.
Но созидание будет ничем, если в итоге оно прервётся, и не будет иметь продолжателя. Помни: дух может направить
тело на путь созидания. Это особенно важно сейчас, когда культ разрушения навязывается буквально отовсюду.
Задача всех детей Руси сейчас такова: каждый должен вырастить сына-воина и дочь-хранительницу.
дочь-хранительницу. Ты можешь воспитать в себе воина, но ты смертен. Если ты хочешь помочь Руси,
ты должен возрождать не только РОДину и приРОДу, но и наРОД. Бобыль не сильно поможет возрождению нашей страны,
будь он хоть трижды родновер и патриот. Но основой пРОДолжения жизни нации должно быть именно созидание.
Следование животным инстинктам в поисках удовольствия, пропагандируемое вовсю молодёжной поп-культурой, есть разрушение.
У стремления к возрождению нации, у самого созидания есть имя – ЛАДА Любовь. Она – самое созидательное из чувств.
Прими её, как благословение Богов, Пращуров, и храни как последний огонёк во тьме.

Защитить всё созданное – долг каждого воина, ибо незащищённое созидание обратится в прах.
Для этого и нужно воинское разрушение. Если ты развиваешь своё тело, ты сможешь отстоять в бою безопасность своей семьи.
Если ты развиваешь свой дух, ты сможешь отстоять возрождаемое с таким трудом наследие седой старины.
Если ты развивал и тело, и дух, то ты идёшь по пути воина – пути, который ведёт к Победе.
Путь воина – это путь Прави, и лишь в её силах сокрушить всех врагов Светлой Руси. Идя по Пути Прави,
ты идёшь к Русской Победе. Направляя других на Путь Прави, ты приближаешь Русскую Победу.
Вырастив своих детей и направив их на Путь Прави, ты приближаешь Русское Возрождение.
Как не забыты наши славные Предки, так не будут забыты все воины Правды, посвятившие жизнь Руси.
Путь воина – долг каждого Русича. Следовать этому пути, так или иначе, может любой. Помни об этом.

Храни Русь — Слава Руси!
Слава в Победе — Слава Роду!

========================================
====================

http://ditiatko.anihub.ru/viewtopic.php?
id=118#p181

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.